7 апреля 2011 г.

Если мы не знаем куда идем, то как мы собираемся туда попасть? О целях собственников, менеджеров, сотрудников ... и других стейкхолдеров :). ЧАСТЬ I.

Стейкхолдеры (англ. stakeholders) – лица заинтересованные в результатах деятельности компании. Интересы стейкхолдеров часто противоречат друг другу. (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Stakeholders).
Ранее, я не раз упоминал, что постановка Целей в бизнесе является очень ответственной и сложной задачей. Часто ее называют «целеполаганием», но, с моей точки зрения, гораздо точнее ее назвать разработкой целей, так как существует целый ряд методик и неограниченное количество решений. Абсолютно все успешные руководители, не зависимо от размера компании, сходятся в вопросе целей к единому мнению: отсутствие конкретных и реальных целей - это основная проблема российского бизнеса. Если мы не знаем куда идем, то как мы собираемся туда попасть?

Тем не менее, большинство руководителей воспринимают постановку целей слишком упрощенно, например: увеличить обьем продаж на 10%, увеличить прибыль до 1М в год, или того хуже – увеличить долю рынка до 15% или снизить цены так, чтобы конкуренты вымерли :) ...  Это происходит за счет восприятия целей только в тактической плоскости - продажи/прибыль, тогда как разработка целей – одна из главных составляющих стратегического планирования и управления, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности и конкурентоспособности компании.

Итак, отсутствие реальных целей предприятия, а также не донесение их до каждого сотрудника в организации, автоматически означает полную дезорганизованность / разрозненность прилагаемых усилий.
Многочисленные исследования в данной области показывают, что отсутствие ясно сформулированных целей и проблемы в их донесении до каждого сотрудника увеличивают непонимание общего направления движения компании с каждым уровнем управления. Но, я лично не раз сталкивался с ситуацией, когда проблема возникает даже если в компании всего ДВА уровня – руководитель и подчиненный, когда два человека не могут договорится между собой! А так же, когда 2 или 3 акционера не могут договорится на одном уровне.

Все сотрудники могут быть просто «супер» мотивированы и «супер» эффективно выполнять разнородные ежедневные частные задачи, но, как правило, это не приближает всю компанию к успеху. А, что если мы еще задумаемся об интересах акционеров, кредиторов, клиентов, сотрудников компании, конкурентов, государства, общества в целом ... ??? Да, да! Потому что у многих стейкхолдеров есть не только интересы, но и власть. Например: власть государства и ее проявления по отношению к бизнесу думаю всем известны; власть акционера – покупать или продавать ваши акции; власть кредитора – финансировать вас или нет, и под какую ставку; власть сотрудника состоит в том, чтобы работать или не работать; власть конкурента заключается в том, чтобы не позволить вашей компании достигнуть Ваших целей – доли рынка в 15%, роста обьема продаж на 10% и прибыли в 1М...или стать №1 на рынке. :)
(!) Влияние стейкхолдера = Власть х Интерес.
Думаю все понимают, что Цели должны быть! Вопрос как сделать так, чтобы они учитывали влияние и интересы всех заинтересованных лицстейкхолдеров. Ведь только в этом случае они станут Реальными Целями!
Другими словами, реальная цель компании не заработать 1 миллион долларов, а сделать «счастливыми» акционеров, менеджеров, сотрудников, клиентов компании..., мерой счастья которых может является этот миллион. Поставив цели, которые не интересны стейкхолдерам, мы никогда не получим их позитивное влияние... Цели должны учитывать интересы и обьединять всех, опираться на возможности предоставляемые рынком и ресурсы комании.
В практике часто приходится сталкиваться со сложностями в разработке целей. Первой рекомендацией может быть следующей подход:


  1. Разрабатывая Цели изучите как их достижение учитывает интересы всех Стейкхолдеров и какую ответную реакцию можно ожидать. В зависимости от этого вы можете например «продать» Цель тем, кто оказывает положительное влияние и поддержку (акционеры, кредиторы, сотрудники, клиенты, партнеры...), сделав таким образом первый шаг к ее достижению, ... либо предусмотреть способы «защиты» от тех, кто не заинтересован в ее достижении. Я не зря употребил термин «продать», так как достижение целей нужно мотивировать, а это упирается в финансовые расходы, так же как, впрочем, и защита от негативного влияния. Это касается всех глобальных стратегических целей, как: Видение, Миссия, Ценности, Стратегические намерения, Корпоративные цели направленные на создание и поддержку Конкурентного преимущества. То, того, что обьединяет бизнес, а также интересы и усилия основной части стейкхолдеров.
Продолжение следует ...
A.I.

4 комментария:

  1. Есть такой анекдот: Клиент обращается к менеджеру
    Клиент: А можно ли сделать вот так, вот с таки ми вот сроками?
    Менеджер: Легко!
    Прошло время, все сроки сорваны и так далее...
    Клиент: Ну что же вы, ну как же так?
    Менеджер: А кому сейчас легко?
    К чему это я? Да к тому , что весь отечественный бизнес так построен.Ответственность за все несет исключительно менеджер. Вопрос один: почему? Как сделать ответственными и заинтересованными в результате все звенья цепи? Лично у меня нет ответа.

    ОтветитьУдалить
  2. Решил дать еще один комментарий под заголовком "Почему у нас это не работает".Он не к какой то конкретной статье, просто навеяло. Итак:
    1.Наши люди не клюют на слишком дешевый товар "Дешево не значит хорошо.Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Вот основные пословицы, которые действуют у нас и не действуют на Западе и в Штатах.Именно поэтому основной рынок продаж телефонов Вирту и машин Майбах и Бентли у нас. А потом- засилие дешевых китайских товаров сомнительного качества.Так что отнють не случайно у нас нет тех очередей перед магазинами в сезон распродаж , как в США.
    2.Наши люди бояться звонить по телефону и спрашивать что-то в компании. Да, да. Нам проще посмотреть в интернете. А в интернете как раз у нас то информации по товарам может быть и больше. Поэтому у "них" есть при каждом торговом центре "кол центры", а у нас их нет.
    3.Я уже писал, что еще одна уникальность нашей страны- желание работать с человеком, а не с компанией. Именно поэтому у нас клиенты плавно перетекают из компании в компанию вслед за менеджером.Потому что налажен личный контакт.Потому что есть у кого лично спросить.
    4."Нет лучшей рекламы, чем людская молва"- эта фраза очень характеризует российский менталитет. Можно давать кучу рекламы, но если есть недовольные клиенты, толку от нее не будет.А вот если "У Василия Петровича есть такая штука и он ей очень доволен"...то это будет продаваться. У некоторых компаний так рушились продажи в целом регионе, если находился недовольный, но влиятельный клиент.
    5."Никакое телефонное общение не заменит живого"- тоже наше. Продажи по телефону, так процветающие "у них" у нас работают гораздо хуже. Зато, если менеджер приезжает в регион и общается там с потенциальными клиентами лично- сто процентов, без сделки он не уедет,проверено.

    Вот только некоторые примеры нашей "особенности"
    Как сказал поэт:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить.
    У ней особенная стать.
    В Россию можно только верить...

    ОтветитьУдалить
  3. В тему - статья Организация отдела продаж полиграфических услуг (http://printus.com.ua/Marketing-i-menedzhment-v-poligrafii/Organizatsiya-otdela-prodazh-poligraficheskih-uslug.html) на Соцсети полиграфистов. Также интересные мнения есть.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за ссылку! Мне понравился ресурс! Я также с интересом прочитал материал по организации отдела продаж, но по моему мнению там не хватает самых главных вещей, без которых все, что там изложено не сможет принести существенный результат. Это потребует просто сверх усилий и значительных денежных вливаний и главной проблемой останется человеческий фактор...который не позволит взять то, о чем "мечтается". :) На тему продаж я готовлю несколько публикаций, буду рад Вашим комментариям!

    ОтветитьУдалить